Первая волна беглых украинцев хлынула в Западную Сибирь. Чиновники и общественники приезжих называют беженцами, но специалисты УФМС с этим определением готовы спорить. Что заставляет людей бежать в Тюмень с одной сумкой в руках и почему таких приезжих нет в ЯНАО и Югре – в материале «УралПолит.Ru».
Первая волна беглых украинцев хлынула в Западную Сибирь. Чиновники и общественники приезжих называют беженцами, но специалисты УФМС с этим определением готовы спорить. Что заставляет людей бежать в Тюмень с одной сумкой в руках и почему таких приезжих нет в ЯНАО и Югре – в материале «УралПолит.Ru».
В Тюменскую область бегут украинцы. В основном это выходцы из центральной и юго-восточной части страны: Одессы, Запорожья, Луганска, Донецка. «Мы предоставляем им жилье. Помогаем. К нам недавно приехало более ста человек, но чтоб они имели статус беженца – я не знаю», – уточнил глава украинской диаспоры в Тюменской области Александр Тырпак.
По словам зампредседателя областного комитета по делам национальностей Владислава Чернова, беженцы угнетены ситуацией в своей стране и не хотят общаться с журналистами, но чиновникам рассказывают свои истории. «Я интервью давать не буду, у меня есть сын, остались на Украине родственники. Возможно, мне придется еще туда поехать», – пересказывает зампред комитета по делам национальностей Владислав Чернов слова гражданки Украины корреспонденту «УралПолит.Ru».
Беженцы охотнее делятся своими историями с общественниками. «Многие бросают свои дома, квартиры и приезжают в другую страну с одной сумкой в руках. Они в спешке забывают даже часть документов. Как мне рассказывали люди, они спасаются от призыва в украинскую армию и от прямых угроз представителей «Правого сектора», которые ведут себя как фашисты – метят дома надписью «здесь живет москаль», ездят по селам и отбирают у жителей еду», – рассказала «УралПолит.Ru» замсекретаря общественной палаты Тюменской области Светлана Ярославова.
Сейчас для помощи беглым украинцам общественная палата Тюменской области совместно с комитетом по делам национальностей создали Центр содействия. «Мы находим им квартиры, помогаем пройти медобследование. Уже помогли 15 людям найти работу – дали направления. Это, конечно, рабочие специальности: сантехник, домохозяйка, строитель», – уточнила Светлана Ярославова.
Уже идет сбор средств через благотворительный счет для помощи украинцам на территории Тюменской области. Из этих средств им компенсируют затраты на получение гражданства. «Это порядка 5–10 тысяч рублей на одного человека. Ведь у них с собой нет рублей», – отметила общественник.
Зампредседателя комитета по делам национальностей Владислав Чернов рассказал «УралПолит.Ru», что работа с беженцами только началась и пока еще их запросы не реализованы в полной мере: «Мы работаем с каждым отдельно: помогаем им собрать нужные справки. Встречаемся каждый день, но работу только начали, и пока еще ни один из беженцев не получил полного удовлетворения в плане жилья и работы».
По прогнозам общественников, до осени число украинских беженцев в Тюменской области может увеличиться до 500 человек. «Кончено, возможны три варианта развития событий: все устаканится и приток прекратится, что маловероятно; ситуация обострится и приток беженцев будет расти; ситуация будет тлеть и в Тюменскую область по-прежнему будут прибывать по 30–40 беженцев с Украины в месяц», – пояснила Светлана Ярославова.
В соседних регионах – ХМАО-Югре и ЯНАО картина еще интереснее. Граждане Украины приезжают в регионы, но получать статус беженца не спешат. Так, по данным УФМС в ЯНАО за первый квартал 2014 года прибыло 32 тыс. 630 мигрантов. Из них 40 % (около 13 тыс. человек) – украинцы. «Особых изменений нет – как приезжали работать, так и приезжают», – уточнил пресс-секретарь ямальского управления миграционной службы Андрей Панасенко.
В соседней Югре на миграционный учет за три месяца встали 7 тыс. граждан Украины, и все они без статуса «беженец». «Точную цифру назвать сложно, поскольку украинцы могут в течение 90 суток не регистрироваться на территории России», – уточнила сотрудница пресс-службы УФМС по ХМАО-Югре Оксана Саргина.
Местные депутаты утверждают, что желающих получить статус беженца и гражданство РФ в Югре все-таки много. «Дело в том, что заявлять статус беженца нужно до момента пересечения границы, а часто обращаются уже после. Например, один прошел границу без штампа. Говорит, что его заставляли «майданить» и там он потерял документы. Потом пришлось бежать. Мы ему оказали юридическую помощь. Недавно еще один человек обратился – сначала заехал, потом обратился как беженец. Будем разбираться. Вообще желающих много. Подходили люди, которые в округе месяца 3-4 живут. Увидели по телевизору, что творится, и говорят: «Дайте нам статус беженца». Я спрашиваю, а вы что столько времени тут делали? Отвечают – на заработки приехали », – рассказал в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» депутат облдумы Югры Олег Дейнека.
Парламентарий уверен, что решить юридические проблемы сможет только Госдума. «Ситуация правового поля такова, что президент сказал – надо встречать. Но в Белгороде это действует, поскольку это приграничный город, а в Югре и других отдаленных регионах – нет. Сегодня в Госдуме готовят пакет законопроектов об упрощенной форме получения гражданства. Если появится такой закон – будет легче принимать, и мы получим массу рабочих кадров», – добавил Дейнека.
Как ранее сообщал «УралПолит.Ru», число беженцев с Украины увеличилось после начала обострения ситуации в стране. С начала 2014 года в миграционные органы России поступило более тысячи заявлений от граждан Украины, которые желают участвовать в программе переселения соотечественников, а также просят предоставить им временное убежище и статус беженца.
Отметим, что с марта по май 2014 года больше 2,6 тысяч украинцев попросили об убежище в России, а за весь 2013 год было всего лишь пять подобных заявлений.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях